Аварийно-спасательное обеспечение полетов
9.1. Авиапроисшествия в районе аэродромов
Анализ статистики АП показывает, что 60% их случается в районе аэропортов при взлете и посадке.
В свою очередь число остающихся в живых в этих случаях намного выше, чем при катастрофах ВС на других этапах полета.
Число жертв в АП зависит от многих факторов: параметров полета, времени суток и года, метеоусловий, рельефа местности, удаления АП от района аэродрома, степени повреждения ВС, возникновения пожара, паники и т. д.
Пассивные средства спасения — привязные ремни.
Поясные пассажирские — позволяют спасти жизнь при ударах до 20G.
Поясные с плечевыми лямками (у пилотов) — до 50 G.
Поясные с плечевыми и набедренными лямками и грудным ремнем (военные летчики) — до 250 G.
Тканевые сети, перегородки, ограничители — до 120 G.
Существенное влияние на выживаемость оказывает время эвакуации людей из ВС и время прибытия поисково-спасательной службы (ПСС) к месту происшествия (если АП произошло вне аэродрома, а также время прибытия и слаженность работы аэродромной аварийно-спасательной команды (АСК), если событие произошло на аэродроме.
По требованию ИКАО ВС должно по своей конструкции быть приспособленным к аварийному покиданию настолько (т. е. иметь столько дверей, аварийных люков, оборудованных средствами аварийного покидания, и такие габариты проходов между креслами), чтобы все пассажиры имели возможность покинуть ВС через выходы с одной стороны не более чем за 90 сек.